R

Новый беспорядок обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда

Новый «беспорядок» обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда НПАОП 0.00-4.12-05(2017)


А где же Евроинтеграция и рискоориентированность обучения?


Данный порядок никаким образом не соответствует Евроинтеграционным начинаниям Украины. Где подготовка работников по безопасности и гигиене труда базируется на ст.10, 12 рамочной (базовой) директивы N89/391/ЕЭС Совета Европейскихсообществ «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников на производстве». По которой обучение должно строиться в рабочее время на основе идентификации опасностей(рисков), в форме представления информации и инструктажа применительно к рабочему месту или выполняемой работе. Это же предусматривает и ныне действующий стандарт OHSAS 18001 "Гигиена ибезопасность труда" и планируемый к выходу в 2018 году международный стандарт по охране труда ISO 45001 "Гигиена и безопасность труда"В некоторых новых Правилах разработчики пыталось определить исчерпывающий перечень рисков, запутывая ещё больше работающие предприятия. А ведь положения рамочной(базовой) директивы N89/391/ЕЭС должны быть внедрены с 1 января 2016 года и в течение 3 лет, с даты вступления в полном объёме Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. На сегодня порядком это даже не задекларировано.


Наиболее характерные различия новой редакции Порядка:


Утверждать документы, предусмотренные порядком, можно теперь как приказом, так и распоряжением.

Термин «работы с повышенной опасностью» - везде заменён на «работы повышенной опасности», а «первая медицинская помощь» - на «домедицинскую помощь».

Что идёт в разрез с формулировкой ст.18 закона Украины «Об охране труда» по которой требуется инструктаж и обучение по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварии. Причём когда в данный порядок внедряли обучение домедицинской помощи, видно не позаботились узнать о существовании действующего «Порядка подготовки и повышения квалификации лиц, которые обязаны предоставлять домедицинскую помощь», утверждённого постановлением КМУ  N 1115 от 21.11.2012г. Созданного на основании ст.12 закона Украины «Об экстренной медицинской помощи», которым установлен перечень лиц, которые обязаны предоставлять домедицинскую помощь человеку в неотложном состоянии, это: спасатели аварийно-спасательных служб, работники государственной пожарной охраны, полицейские, фармацевтические работники, проводники пассажирских вагонов, бортпроводники и другие лица, которые не имеют медицинского образования, но по своим служебным обязанностям должны владеть практическими навыками оказания домедицинской помощи.

Графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда теперь можно просто обнародовать на стенде или в сети предприятия (п.3.2). Ранее требовалось с ними ознакомить работников и инспекторы Гоструда требовали делать это письменно!

Исчезло требование по  обязательному участию представителя Гоструда в первичной проверке знаний работников, которые привлекаются к работам повышенной опасности.

Прогресс не дремлет и появилась новая форма проверки знаний – дистанционная. Теперь для этого можно применять любой современный месенджер (Skype, Viber, WhatsApp, Duo и т.п.) при условии присутствия всех членов комиссии и обеспечения визуальной аутенфикации экзаменуемого.

Так же в порядке не упоминается постановление КМУ №1107 от 26.10.11г. «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию(применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности». Согласно п.8 приложения 6 к которому для выполнения обучения по вопросам охраны труда работников других субъектов хозяйствования требуется составить декларацию соответствия материально-технической базы работодателя требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности. 
Соответственно для обучения собственными силами на предприятии не требуется ни декларации ни разрешения. На основании типового Порядка достаточно будет установить соответствующий порядок для предприятия, а так же наличие: обученной комиссии, утверждённых планов, программ обучения, перечня вопросов для проверки знаний. Но видимо всё это должен систематизировать работодатель, а не типовой порядок.

А сколько удостоверений должно оформляться по одной и той же работе повышенной опасности?


  1. Удостоверения о проверке знаний по вопросам охраны труда всё также можно не выдавать работнику на руки, но данный вопрос должен быть урегулирован положением по предприятию (см.п.3.2).
  2. А где же в порядке обязательное нормативное требование о необходимости выдавать работникам ещё одно ненужное удостоверение с фотографией на право выполнения работ повышенной опасности? А ведь ещё в июле 2013 года, согласно официально опубликованного разъяснения Госгорпромнадзора Украины в приложении к «Журналу охраны труда №7», эта необходимость обязательна! Где было разъяснено, что согласно  «Положения об организации учебно-производственного процесса на производстве», утверждённого совместным приказом МинТруда и СоцПолитики Украины, Министерства образования и науки Украины N500/861 от 27.12.2006г. п.7.3: «Ученикам, слушателям, которые учились по профессии, связанной с выполнением работ с повышенной опасностью труда, находящихся под наблюдением специально уполномоченных государственных органов, вместе со свидетельством о присвоении или повышении рабочей квалификации выдается удостоверение установленного образца о допуске к работе на этих объектах. А форма удостоверения на право выполнения работ повышенной опасности мол определена в приложении к НПАОП 0.00-4.24-03 «Положение об обучении несовершеннолетних профессиям, связанным с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда», утверждённое приказом Госнадзорохрантруда Украины N 130 от 30.12.1994г. Что не совсем законно, так как указанный порядок (НПАОП 0.00-4.24-03) распространяется только на учебные заведения, аккредитованные для проведения профессионального обучения несовершеннолетних, а получают профессию зачастую взрослые и совершеннолетние работники. Данные нормативы до сих пор действуют, а форма удостоверения (НПАОП 0.00-4.24-03) предусматривает подпись представителя Гоструда и 8 страниц для продления удостоверения, не учесть его выдачу в Порядке было непрофессионально. Вместо этого в п.2.4 Порядка просто ссылка на НПАОП 0.00-4.24-03, который на "взрослых" не распространяется.
  3. Кроме того требуется ещё одно дополнительное удостоверение о проверке знаний на группу по электробезопасности и дополнительный  журнал протоколов проверки знаний вместо обычного протокола, что предусмотрено НПАОП 40.1-1.21-98 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей», утверждённые приказом Госнадзорохрантруда Украины N 4 от 09.01.1998г.
  4. Если вспомнить сварщиков, то для выполнения работ по нормативам определённым НПАОП 0.00-1.16-96 «Правила аттестации сварщиков», утверждённые приказом Госнадзорохрантруда Украины N61 от 19.04.1996г.  потребуется ещё одно удостоверение сварщика с фотографией и дополнительный  протокол проверки знаний.
  5. И добавить к этому ещё удостоверение по пожарно-техническому минимуму.
Подытожив всё получаем для такой распространённой профессии как сварщик 5 разных удостоверений, без учёта специального обучения по дополнительным нормативно-правовым актам. 

Специальное обучение и проверка знаний вопросов охраны труда


 В 4 разделе «Специальное обучение и проверка знаний вопросов охраны труда» - ясности как не было так и нет, видно кому-то это выгодно:

  • так и не установлена вилка продолжительности спецобучения, т.е. с учётом конкретных видов работ, производственных условий и функциональных обязанностей – продолжительность может быть любая, хоть 5 минут. Главное, чтобы работодатель это утвердил приказом (см.п.4.3)?
  • а вот периодичность зато – ежегодная (п.1.4) для всех работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности. На усмотрение инспекторов Гоструда к ним можно зачислить любого инженерно-технического работника. Почему было не указать только лиц непосредственно занятых выполнением данных работ?
  • проходить работники должны специальное обучение и проверку знаний «соответствующих» нормативно-правовых актов – это чистая профанация. На сайте Гоструда в 2017 году в разделе Деятельность – Нормативная база размещён «актуальный» на 21.07.2015г. Показчик нормативно-правовых актов, в котором 793 документа, большинство из которых дублируют и противоречат друг другу или распространяются на несуществующие отрасли и министерства, а некоторые уже отменены. Давно пора привести их количество хотя бы в примерное соответствие с перечнем работ повышенной опасности или нужно было указать в  порядке перечень нормативно-правовых актов по которым обучение обязательно. Это было бы честно со стороны разработчиков. По всей видимости, предприятия сами должны определить это соответствие. Всё бы ничего, а ведь для того чтобы обучать данным нормативам нужно обучить комиссию. Но даже в Главном учебно-методическом центре Гоструда до сих пор нет утверждённых программ обучения даже по половине из них, да и сами правила времён СССР часто не найти. Хотя вышедшие за последние годы нормативы легко бесплатно отыскать на сайте  rada.gov.ua.

Вместо этой путаницы нужно было определить возможность для работодателей самостоятельно разрабатывать инструкции по охране труда с учётом специфики и рисков производства. Которые будут иметь статус нормативно-правового акта предприятия и уже по ним проводить специальное обучение работников Проверку знаний проводить в комиссии Главных специалистов предприятия, обученным по общим вопросам охраны труда.

В очередной раз так и не были выполнены обещания по интеграции в единый порядок обучения по вопросам электробезопасности НПАОП 40.1-1.21-98 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей», утверждённые приказом Госнадзорохрантруда Украины N 4 от 09.01.1998г. Которые вместе с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, ГНД 34.12.102-2004 и ГКД34.20.507-2003 вносят полный беспорядок, отдавая работодателя на съедение контролирующим органам за допущенные несоответствия. А ведь отсутствие понятной подготовки по электробезопасности - смертельно опасно!

Так же можно было хотя-бы напомнить о необходимости ещё одного специального обучения -аттестации качества сварочных работ, согласно НПАОП 0.00-1.16-96 «Правил аттестации сварщиков», утверждённые приказомГоснадзорохрантруда Украины N61 от 19.04.1996г. Где правда указаны ссылки на уже неактуальные нормативные документы, по которым аттестуется сварка.

Обучение и проверка знаний по общим вопросам охраны труда


Почему-то так и не переименован раздел 5 в «Обучение и проверка знаний «по общим» вопросам охраны труда», хотя к этому термину уже все привыкли. Из раздела 5 исчезло монопольное требование для должностных лиц крупных предприятий проходить обучение и проверку знаний в Главном учебно-методическом центре Гоструда, теперь это можно делать в любом учебном центре, который зарегистрировал декларацию о соответствии материально-технической базы.

Страницы прошитого Журнала регистрации инструктажей по вопросам охраны труда разрешили (п.6.10) скреплять штампом, а не печатью как ранее. В случае их отсутствия теперь достаточно только подписи и указания числа прошитых страниц, но это нужно регламентировать положением по предприятию (см.п.3.2).
Наконец-то Гоструда в примечании к Приложению 6 определила, что 10 и 11 графа Журнала регистрации инструктажей по вопросам охраны труда заполняются только для лиц, проходящих стажировку (дублирование). Соответственно мы должны догадаться, что 12 графа обязательно заполняется для всех, после проведения поверки знаний, предусмотренной в п.6.9. Как будто очень тяжело это было написать это-же в примечании. Так-что для недогадливых заложено потенциальное замечание при последующих проверках.

Типовые тематический план и программа обучения по вопросам охраны труда должностных лиц


Типовые тематический план и программа обучения по вопросам охраны труда должностных лиц также подверглись пересмотру, но силы видно уже окончились. В теме 6  «Гигиена труда. Медицинские осмотры. Профилактика профессиональных заболеваний» теперь установили, что обучение должно проводиться врачом по гигиене труда. Ранее к нему допускались специалисты расформированной санитарно-эпидемиологической службы. Это чистый формализм разработчиков – реально аккредитованных врачей по гигиене труда несколько человек на область, им не до обучения работников предприятия. Лучше бы дали это право страховым экспертам по охране труда Фонда социального страхования, ведь Фонд несёт финансовые издержки по всем профзаболеваниям и обладает их актуальным анализом по области.

Очередной абсурд – в плане и программе осталось требование по проведению обучения по пожарной безопасности (Тема 4) специалистами  с пожарно-техническим образованием, хотя из п.3.6 раздела 3  «Организация обучения и проверка знаний по вопросам охраны труда на предприятии» исчезли требования по проведению обучения и проверки знаний по пожарной безопасности 1 раз в три года для должностных лиц, а так обучению пожарно-техническому минимуму и ежегодной проверке знаний для лиц, выполняющим работы с повышенной пожарной опасностью. Ведь эти требования теперь регламентируются ст.40 Кодекса гражданской защиты Украины и соответствующими подзаконными актами, зачем их дублирует порядок Гоструда??!
Тема 9 «Безопасность труда в отрасли» тематического плана и программы разрабатывается с учетом требований нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности для конкретных направлений экономической деятельности и производств – это ни что иное как специальное обучение. Тем более, что большинство предприятий сейчас не относятся вообще ни к какой отрасли.

А безопасность на транспорте не нужна?


Забытое всеми, до сих пор действующее постановление  КМУ №227 от 05.04.1994г. (п.5) по которому на предприятиях должно организовываться обучение и проверка знаний работников законодательных актов, правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, а так же проведение инструктажей водителей по безопасности дорожного движения. Но порядок  обучения и проверки знаний безопасности дорожного движения так и не определён. Хотя позже был создан ещё один «Порядок проведения инструктажей и стажировки водителей колесных транспортных средств»,  утверждённый приказом Министерства транспорта и связи Украины N 975 от05.08.2008г.  Говоря о водителях нельзя не напомнить о необходимости специального обучения водителей и уполномоченных согласно «Положению о порядке специального обучения водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и об уполномоченных по вопросам  безопасности перевозок опасных грузов по автомобильным дорогам», утверждённом приказом Министерства внутренних дел Украины N 130 от 21.03.2008г.

Другой нерабочий, но действующий нормативный документ «Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий», утверждённые приказом Министерства промышленной политики Украины N 70 от 15.02.2010г. Согласно п.3.20, которого работодатель должен определить: перечень должностей и профессий, работники которых подлежат проверке, объем знаний для каждой должности (профессии), порядок проведения проверок при приеме на работу и периодических проверок. А работники (п.3.21) связанные с движением поездов и выполнением маневровой работы на путях железных дорог Украины, сдают экзамены для проверки знания ПТЭ железных дорог Украины в порядке, установленном «Положением о порядке обучения и проверки знаний нормативных актов по безопасности движения поездов и маневровой работы работниками железнодорожного транспорта Украины»,  утвержденным приказом Министерства транспорта и связи Украины N 499 от 14.06.2007г.  Которое является эталоном для всех порядков обучения, т.к. лаконично и чётко определяет сроки и объем знаний для каждой должности (профессии).

Вывод:

На данном этапе нужно начать с систематизации в одном документе требований к организации обучения по вопросам безопасности и указания всех действующих порядков. А дальше - уже давно напрашивается рождение единого порядка обучения вопросам безопасности!

P.S. Много ответственных – это безответственность, а много порядков – это беспорядок!

Павло Малюкін

Комментариев нет :

Отправить комментарий